Контент

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

smetchik77@mail.ru

smetchik77@mail.ru

ЗАКУПКА ОДЕЖДЫ 44-ФЗ И 223-ФЗ

 

Закупка одежды (44-ФЗ и 223-ФЗ)

kak-vybrat-specodezhdu

В данной статье рассмотрим особенности закупки одежды (код ОКПД2: 14.12 – 14.13), осуществляемой в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Одежда из кожи, фетра, замши закупается как правило на небольшие суммы (НМЦК не более 1 миллиона рублей).

Преимущественный вид закупки:

конкурсы, запросы предложений и запросы котировок, проводимые в соответствии с 223-ФЗ, реже аукционы, проводимые в соответствии с 44-ФЗ.

Наибольшее снижение, наблюдаемое автором за последний год на аукционе по 44-ФЗ: 39%, на запросе котировок по 223-ФЗ в среднем: 27%

Остановимся гораздо подробнее на закупке спецодежды.

Спецодежда является важным сегментом рынка швейных изделий, поскольку закупка спецодежды для определенных категорий работников – обязанность работодателя по ТК РФ.

И работодатель обязан выдавать её работникам вредных, высокотемпературных и некоторых других производств, ведь она является одним из средств индивидуальной защиты. 

Работодатель может закупать её с компенсацией до 20% от размера суммы взносов, внесенных в предшествующем до закупки году в Федеральную службу страхования (ФСС).

Если работодатель является государственным или муниципальным учреждением, то он должен проводить процедуру в соответствии с законом 44-ФЗ.

Если закупка на сумму до 100 000 руб осуществляется у учреждения исправительной системы, то оно может стать единственным поставщиком.

Если же требуется закупка на большую сумму, то, поскольку спецодежда отнесена к аукционному перечню, установленному Распоряжением Правительства от 21.03.2016 г. № 471р, заказчику придется осуществлять ее способом конкурентной процедуры.

В документацию заказчик обязательно должен включить ограничение на поставку спецодежды из стран, не входящих в ЕАЭС в соответствии с Постановлением Правительства от 11.08.2014 г. №791. Впрочем, если заказчик забудет это сделать, участник не мешало бы подать запрос разъяснений.

С одной стороны, не упомянув ПП-791 в документации, заказчик не имеет права его применять, а с другой – ПП-791 все равно не перестает действовать из-за забывчивости заказчика и если, например, какой-нибудь участник пожалуется в ФАС на документацию, то ФАС непременно отменит закупку и заставит переделать закупочную документацию.

А при подаче запроса разъяснений заказчик сам внесет изменения в документацию, и процедура закупки пройдет гораздо быстрее. А если уж заказчик не ответит конкретно, тогда, разумеется, можно участвовать по принципу «что будет, то и будет».

НМЦК процедур на поставку спецодежды, особенно если они комплексные (включают, например, помимо спецодежды защитную обувь, средства защиты глаз и органов дыхания) может быть очень внушительным.

Автор наблюдал несколько процедур с НМЦК: 25-35 млн. руб. Все же, обычно НМЦК не достигает 10 млн. руб, а чаще всего составляет сотни тысяч рублей (если в перечень входит небольшая партия спецодежды и только она).

Что касается снижений, наблюдаемых при закупках спецодежды, то тут трудно сказать что-то определенное. на одном конкурсе, например, проводимом в соответствии с законом 44-ФЗ оно составило 40%, на аукционе, проводимом в соответствии с тем же законом по наблюдениям автора колебалось в течение года в широком диапазоне от 3% до 53%.

В то же время запросы котировок на закупку спецодежды, проводимые в соответствии 223-ФЗ часто признаются несостоявшимися, ввиду отсутствия участников.

Можно сказать, что большого ажиотажа в сфере конкурентных закупок спецодежды не отмечается.

Что касается ловушек, применяемых заказчиками, отметим следующие:

Завышение заказчиками требований ГОСТ при закупке одежды.

Заказчик может завысить (но не занизить) требования заявленного ГОСТ, но при этом должен представить в составе документации обоснование. Если его нет, участник может смело жаловаться в ФАС и, несомненно, добьется успеха.

Пример 1

Заказчик указал в аукционной документации, что ему требуется ткань для спецодежды с показателем белизны 95% и в то же время заявил о применении ГОСТ 11209-2014. Участник указал в форме 2 80%, его заявка была отклонена. ФАС признал отклонение необоснованным, поскольку заказчик не объяснил, чем вызвано завышение требований данного ГОСТ 11209-2014, в котором нормируется показатель белизны ткани для спецодежды: не менее 80%. ГОСТа.

Пример 2

Заказчик указал в аукционной документации, что ему требуется ткань для спецодежды с водоупорностью 2500 Па. В то же время в составе документации не было представлено обоснования завышенных требований к огнеупорности данной ткани. Один из участников указал огнеупорность в соответствии с ГОСТ 11209-2014: 2000 Па. Заявка была отклонена.

На комиссии ФАС при обжаловании заказчик указал, что имеются производители, выпускающие спецодежду именно с такой водоупорностью, которая ему требуется.

ФАС учел наличие обоснования завышения требований к водоупорности одежды и признал жалобу участника необоснованной, поскольку заказчик не ссылался в документации на ГОСТ 11209-2014.

Ещё одним способом избавления от лишних участников является поставка спецодежды по заявкам. Заказчик может указать, что ему требуется поставлять по спецодежду маленькими партиями в течение года.

Если заказчик находится, например, в Хабаровске, а участник в Москве, то, конечно, не стоит ему участвовать. Ведь транспортные расходы съедят всю (или почти всю) его прибыль. Обжалование документации тут вряд ли возможно, ведь формально заказчик закон не нарушает, может, объяснить, например, что у него нет складского помещения для хранения большой партии спецодежды и правдивость его слов ФАС проверить не сможет.

Формирование сборной «солянки» является тоже неплохим способом «спасения» процедуры от лишних участников. Ведь собрать требуемое количество комплектов и спецодежды, и обуви, и защитных очков за время, отведенное для поставки, может оказаться затруднительным, тем более если оно короткое.

А у аффилированного участника вся эта номенклатура на складе имеется. В этом случае обжаловать документацию будет также затруднительно, если только заказчик не смешал в перечне разнородные товары.

Отклонение заявок по вторым частям – тоже не редкость при проведении процедур на поставку спецодежды.
Поскольку спецодежда всех видов подлежит обязательной сертификации (в системе ГОСТ Р или ТР ТС) в соответствии с Приказом Минсоцразвития от 01.06.2009 г., то заказчик имеет право установить требование о предоставлении копии сертификата ГОСТ-Р или ТР ТС в составе второй части заявки.

Если участник забудет это сделать, заявка будет отклонена. Обжалование отклонения здесь бесполезно.

Что касается одежды верхней прочей, она закупается как правило на небольшие суммы. В ЕАИС не найти процедур с НМЦК свыше 5-6 миллионов рублей, а чаще всего НМЦК ограничивается десятками (реже сотнями) тысяч.

Нередки запросы котировок, несостоявшиеся ввиду подачи единственной заявки. В то же время на аукционах, проводимых в соответствии с 44-ФЗ снижение достигает 63%. При таких снижениях о маржинальности говорить уже как правило не приходится.

Касательно процедур на поставку нательного белья, ситуация иная. встречаются конкурсы с НМЦД: 17 млн. руб, немало аукционов на 1,5-2 миллиона рублей, а среди мелких процедур преобладают процедуры на сотни тысяч рублей.

Снижения на аукционах, проводимых в соответствии с законом 44-ФЗ могут составлять 50%, в то же время отдельные аукционы признаются несостоявшимися ввиду того, что ставку делает только один участник. Ажиотаж большой. На иные аукционы, проводимые по 44-ФЗ, подается по 22-23 заявки.

Что касается одежды прочей (одежда спортивная, школьная, одежда для детей младшего возраста, шляпы) то здесь доля процедур с крупными НМЦК едва ли не самая большая.

Встречаются отдельные конкурсы с НМЦД: 68 миллионов рублей (223-ФЗ) и даже запрос котировок на 118 миллионов рублей (223-ФЗ), нередки аукционы с НМЦК: 25-36 миллионов рублей. (44-ФЗ). И проводится множество процедур с НМЦК: порядка сотен тысяч рублей. Снижения на крупных аукционах, проводимых в соответствии с законом 44-ФЗ, редко превышают 15%.

На основание изложенного выше, можно сделать вывод, что наиболее привлекательными для участия представляются процедуры на поставку спецодежды и прочей одежды.

Вопрос: Заказчик планирует провести закупку костюмов для работников кухни (код ОКПД 18.21.21.111 – комплекты и костюмы женские, производственные и профессиональные, из хлопчатобумажных тканей). Этот код включен в постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но при этом в наименовании вида медицинских изделий указано: одежда медицинская. Должен ли заказчик в данном случае устанавливать ограничение допуска иностранных товаров?

Ответ: Нет, не должен, поскольку костюмы для работников кухни не являются медицинскими изделиями. В целом в отношении товаров, на которые распространяется постановление Правительства Российской Федерации № 102, следует отметить следующее. В перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска, указаны медицинские изделия, классифицированные по кодам ОКПД (ОК 034-2007). При этом в названном перечне имеется специальная оговорка о том, что при применении постановления Правительства Российской Федерации № 102 следует руководствоваться как кодом ОКПД, так и указанным в перечне наименованием вида медицинского изделия указанного кода. Данная оговорка означает, что ограничения применяются не ко всем товарам, относящимся к кодам ОКПД, указанным в перечне, а только к видам медицинских изделий, прямо в нем поименованным.

Например, в отношении кода 18.21.21.111 «Комплекты и костюмы женские, производственные и профессиональные, из хлопчатобумажных тканей» ограничения устанавливаются только в случае, если закупается одежда медицинская. При закупке иных костюмов, в том числе для работников кухни, ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 102 не устанавливаются.

Комментарии закрыты