Контент

+7 (903) 755-40-30

smetchik77@mail.ru

ЗАКУПКА МЕБЕЛИ ПО 44 ФЗ

Закупаем мебель по новым правилам: Закупаем мебель с учетом изменений от 20.02.2018 Ранее при проведении закупки все действия были стандартными. С 01.12.2017, если необходимо закупить мебель в рамках 44-ФЗ, при составлении документации и выборе победителя нужно учитывать новые запреты. В первую очередь необходимо определить предмет закупки и выбрать код ОКПД2. Это может быть мебель: 31.01 — для офисов и предприятий торговли; 31.02 — кухонная; 31.03 — матрасы; 31.09 — прочая. Шаг 1. Составляем техническое задание После того, как предмет определен, составлено техническое задание, необходимо указать запреты, введенные с 01.12.2017 по 01.12.2019 и касающиеся 29 позиций: Необходимо учесть, что есть исключения на мебель, которая: произведена в государствах — членах ЕАЭС; закупается по специальному инвестиционному контракту; не имеет аналогов в ЕАЭС и соответствует критериям ПП № 719 от 17.07.2015. Шаг 2. Составление документации о проведении закупки В документации о проведении процедуры необходимо указать, что участник и предлагаемые им товары должны соответствовать условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, и обязаны предоставить документы, подтверждающие это, или копии этих документов. Например, если закупка будет проходить в виде электронного аукциона, то можно указать требование к заявке. Она должна содержать документы или их копии, подтверждающие соответствие участника аукциона и(или) предлагаемых им товаров, работ или услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком. С 20 февраля заказчик не может дополнительно требовать, чтобы участники использовали российские или из стран ЕАЭС плиты древесно-стружечные и древесно-волокнистые, а также другие одревесневшие материалы для производства следующих товаров: Наименование товара          ОКПД2 Мебель металлическая для офисов                31.01.11 Основы матрасные из деревянного каркаса               31.03.11.110 Основы матрасные из металлического каркаса           31.03.11.120 Основы матрасные прочие           31.03.11.190 Матрасы, кроме матрасных основ           31.03.12 Мебель металлическая, не включенная в другие группировки 31.09.11 Мебель из пластмассовых материалов              31.09.14.110 Если закупку проводить в виде запроса предложений, то необходимо указать обязательные и дополнительные требования к участникам закупочной процедуры (критерии допуска к участию в закупочной процедуре): соответствие предлагаемых товаров, работ или услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Федерального закона, или копии этих документов. Шаг 3. Рассмотрение поданных заявок После последних изменений заказчику при рассмотрении заявок необходимо обратить внимание на то, что поставщик обязан к основному пакету документов предоставить бумаги, в которых будет указано соответствие поставщика требованиям национального режима. Законодатели определили, что такими документами являются: копия специального инвестиционного контракта (СПИК). Она должна быть заверена руководителем организации (или индивидуальным предпринимателем) при условии, что он является стороной СПИК; акт экспертизы, который выдается торгово-промышленной палатой. Порядок ее определен по согласованию с Минпромторгом; заключение, которое подтверждает наличие производства промышленной продукции на территории РФ. Оно должно быть выдано Минпромторгом; сертификат по форме СТ-1. Поставщик обязан предоставить сертификат о происхождении товара, так как именно он является свидетельством ненарушения требований. Выглядеть он должен примерно так. Шаг 5. Заключение контракта Пример государственного контракта на поставку мебели с актуальными изменениями доступен ниже по ссылке. Скачать Шаг 4. Приемка товара После того как победитель выбран и контракт заключен, необходимо осуществить приемку товара по стандартной процедуре. При этом поставщик обязательно должен предоставить оригиналы сертификатов по форме СТ-1, специальный инвестиционный контракт или акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

ЗАКУПАЕМ ОФИСНУЮ МЕБЕЛЬ

Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд стала неотъемлемой частью хозяйственной деятельности любого учреждения, любой организации. Действующим законодательством в сфере закупок установлены определенные правила таких закупок.

Как закупать?

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон № 44-ФЗ) предусмотрено множество вариантов в отношении выбора закупочной процедуры. У каждого варианта есть свои запреты, ограничения, достоинства и недостатки. Иными словами, Закон № 44-ФЗ предоставляет закупающей организации (заказчику) право выбора в каждом конкретном случае конкретной закупочной процедуры (способа закупки), и такой выбор должен быть сделан исходя из принципов обеспечения максимальной закупочной конкуренции, результативности и эффективности закупки.

Законом № 44-ФЗ предусмотрены следующие способы закупок:

- конкурс (все его виды);

- аукцион (в том числе электронный);

- запрос котировок;

- запрос предложений;

- закупка у единственного поставщика (далее - прямая закупка).

Рассмотрим далее условия выбора каждого из способов в отношении закупки мебели (офисной мебели).

 

Конкурс и электронный аукцион

Обязательность проведения электронного аукциона ограничивается перечнем, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р (далее - аукционный перечень). При этом товары (работы, услуги), включенные в такой перечень, допускается закупать не только электронным аукционом, но и запросом котировок, запросом предложений и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), но с учетом запретов и ограничений, установленных Законом № 44-ФЗ. Таким образом, законодатель установил запрет на проведение конкурсов в отношении товаров (работ, услуг), включенных в аукционный перечень.

Обратите внимание! Мебель не входит в указанный перечень Правительства РФ, следовательно, заказчик имеет право провести конкурс на поставку офисной мебели. Однако на региональном уровне могут быть установлены дополнительные перечни товаров (работ и услуг), закупаемых через электронный аукцион, поэтому практика закупок в различных регионах Российской Федерации может между собой отличаться номенклатурными позициями закупаемых товаров (работ, услуг).

Закупка товаров (работ, услуг) путем проведения как конкурса, так и аукциона не имеет ограничений по цене заключаемого контракта, например, в отличие от запроса котировок.

Запрос котировок

Выбирая запрос котировок в качестве способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик ограничен:

во-первых, начальной (максимальной) ценой каждого отдельного соглашения (контракта) в размере, не превышающем 500 тыс. рублей;

во-вторых, годовым пределом таких закупок, а именно, годовой объем закупок не должен превышать 10% от совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн рублей. Например, если у заказчика совокупный годовой объем закупок составляет 5 млн рублей, то запросом котировок он имеет право закупить товаров (работ, услуг) на сумму не более 500 тыс. рублей в течение всего года.

Запрос предложений

Запрос предложений - это способ, при котором победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товаре, работе или услуге.

Законом № 44-ФЗ предусмотрено право заказчика осуществлять закупку путем проведения запроса предложений только в исключительных случаях, всего их восемь. В случае закупки мебели наиболее востребованными, например, являются:

- признание повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);

- осуществление закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Единственный поставщик - прямой выбор исполнителя

Основания для выбора единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Перечень таких оснований зависит от двух факторов:

во-первых, когда проведение конкурентных процедур нецелесообразно с экономической точки зрения, то есть цена закупки незначительна по сравнению с затратами времени, например на проведение конкурентной процедуры;

во-вторых, предмет закупки настолько специфичен, что конкуренция на данном рынке товаров (работ, услуг) фактически отсутствует либо субъект является исключительным правообладателем.

В отношении закупки мебели (офисной мебели) внимания заслуживает п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ - это осуществление закупки товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей. Годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем 50 млн рублей.

Но для отдельной категории заказчиков предусмотрено специальное основание для заключения соглашения с единственным исполнителем (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ): осуществление закупки товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн рублей. Данный пункт закупки у единственного поставщика может быть применен следующими категориями заказчиков:

-              государственные или муниципальные учреждения культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;

-              иные государственные или муниципальные учреждения (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) ;

-              государственная или муниципальная образовательная организация.

При выборе способа закупки кроме длительности и трудоемкости указанных процедур важным является и принцип выбора победителя. Например, в конкурсе и запросе предложений победителем признается то лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта; в аукционе и запросе котировок - лицо, предложившее наименьшую цену контракта.

При проведении конкурса критериями оценки заявок кроме цены контракта могут быть:

-              качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

-              квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;

-              расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ.

Аналогичные критерии могут быть установлены и при проведении запроса предложений.

Таким образом, в зависимости от объема финансового обеспечения, критериев выбора исполнителя и сроков заказчик осуществляет выбор в пользу того или иного способа закупок.

Документальное сопровождение закупки

Закон № 44-ФЗ описывает требования только к содержательной части процедурных документов, поэтому заказчики самостоятельно принимают решения по структурированию информации в составе документации. В практической деятельности заказчиков документация, как правило, состоит из следующих блоков информации:

- инструкции участникам закупки;

- технического задания;

- проекта контракта.

Данная структура документации справедлива для процедуры конкурса, аукциона и запроса предложений. При проведении запроса котировок фактически отсутствует блок "Инструкция участникам размещения заказа", так как эти положения отражаются в извещении о проведении запроса котировок.

Особого внимания заслуживает раздел "Техническое задание".

Техническое задание (ТЗ) - исходный документ, определяющий порядок и условия закупки товаров, работ, услуг, содержащий цель, задачи, принципы выполнения, ожидаемые результаты и сроки выполнения.

Термин "техническое задание" в законодательстве не определен, но на практике очень широко рассматривается и применяется. Этот раздел документации может также называться, например, "Технические условия", "Спецификации", "Заказ на поставку", "Ведомость объемов работ" и т. д.

Требования к описанию объекта закупки вне зависимости от способа закупки носят универсальный характер и определены статьей 33 Закона № 44-ФЗ, которой установлено несколько правил.

Правило 1: Описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Правило 2: В описание объекта закупки не должны включаться характеристики, влекущие ограничение конкуренции.

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".

При такой формулировке технического задания поставщик делает выбор: он предлагает к поставке либо набор детской мягкой мебели "Пузатик", либо иной набор, который должен отвечать параметрам эквивалентности. В данном случае мы видим, что заказчиком не установлены критерии эквивалентности по применяемым материалам, следовательно, этот вопрос остается на усмотрение поставщика.

Исключение из правила: заказчик имеет право не использовать слова "или эквивалент" в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

 

Правило 3: Использование стандартных показателей

Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Например, качество поставляемого товара должно соответствовать требованиям следующей действующей нормативной документации (Таблица № 3):

 

Таблица

Нормативная документация, регламентирующая требования к мебели

ГОСТ 22046-2002             Мебель для учебных заведений. Общие технические условия

ГОСТ 16371-93                  Мебель. Общие технические условия

ГОСТ 19917-93                  Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия

ГОСТ 26682-85                  Мебель для дошкольных учреждений. Функциональные размеры

ГОСТ 19301.2-94              Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев

ГОСТ 19301.1-94              Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов

ГОСТ 19301.3-94              Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры кроватей

ГОСТ 13025.3-85              Мебель бытовая. Функциональные размеры столов

ГОСТ 13025.2-85              Мебель бытовая. Функциональные размеры мебели для сидения и лежания

ГОСТ 13025.1-85              Мебель бытовая. Функциональные размеры отделений для хранения

ГОСТ 26800.3-86              Мебель для административных помещений. Функциональные размеры стульев

ГОСТ 26800.2-86              Мебель для административных помещений. Функциональные размеры кресел

ГОСТ 26800.1-86              Мебель для административных помещений. Функциональные размеры столов

ГОСТ 26800.4-86              Мебель для административных помещений. Функциональные размеры отделений шкафов

 

Обратите внимание! Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Правило 4: Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии.

Правило 5: Документация о закупке должна содержать изображение товара.

Данное требование является обязательным при условии, если заказчиком установлено требование о соответствии поставляемого товара изображению товара или макету, на поставку которого заключается контракт.

В случае если образец или макет представить в составе документации не представляется возможным, то документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт.

 

Правило 6: Не допускается ограничение конкуренции через опосредованные требования.

Не допускается включение в документацию о закупке требований:

-              к производителю товара (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам, потребительским свойствам товара);

-              к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы);

-              к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта.

Правило 7: Установление требований к гарантийному сроку и т. п.

Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар.

Например, поставляемый товар должен иметь срок предоставления гарантии качества - 12 месяцев от даты ввода в эксплуатацию. Поставщик осуществляет поставку товара и его обслуживание в пределах гарантийного срока. Поставка товара осуществляется силами и средствами поставщика в упаковке, обеспечивающей сохранность товара. Вся готовая продукция при отгрузке должна быть правильным образом упакована. Упаковка должна предохранять продукцию от порчи во время транспортировки, перегрузки и хранения в необходимых условиях. Упаковка должна обеспечивать сохранность товара при транспортировке и погрузо-разгрузочных работах к конечному месту эксплуатации. Погрузка, разгрузка, сборка и расстановка мебели осуществляются в количестве и ассортименте согласно требованиям технического задания силами поставщика до места эксплуатации на территории заказчика.

Заключение

Все описанное выше заказчик оформляет в виде технического задания унифицированной структурированной формы. В общем случае техническое задание на поставку мебели может состоять из следующих разделов:

  1. Общая описательная часть (функциональное назначение мебели; состав и комплектация мебели; объем (количество) поставляемого товара; перечень условий, в которых будет эксплуатироваться мебель).
  2. Технические параметры и характеристики (в том числе требования к конструктивным элементам, фурнитуре, порядке крепления сопряжения и стыков и т. п.).

III. Требования к материалам (тип и вид материала, плотность; стойкость к истиранию; цветоустойчивость; воздухопроницаемость; огнеустойчивость и т. д.).

  1. Требования к качеству.
  2. Условия поставки (сроки или периоды поставки; место и условия поставки; требования о составе документации, которая будет передаваться заказчику при поставке мебели, передаче товара и т.п.).

Основным блоком информации в составе любой процедурной документации является техническое задание. Поэтому от качества и степени детализации требований заказчика зависит эффективность и результат каждой конкретной закупки.

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере обеспечения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 28.12.2013).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".

Комментарии закрыты