Контент

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

smetchik77@mail.ru

smetchik77@mail.ru

Улучшенные характеристики в госконтракте

Как заменить товар в ходе исполнения контракта? С помощью улучшения его характеристик)

Предмет - существенное условие любого договора. В обычном договоре его можно изменить путем заключения дополнительного соглашения между сторонами.

Однако в случае с госзакупками не все так просто. Согласно закону № 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается изменение его существенных условий. То есть поставщик обязан поставить именно тот товар, характеристики которого были указаны заказчиком в извещении о закупке, а позднее прописаны в заявке и закреплены в контракте (здесь и далее мы говорим о поставке, но это касается также и выполнения работ, оказания услуг).

Но бывают случаи, когда поставщик, действуя добросовестно, тем не менее не может исполнить контракт на тех условиях, на которых он его заключил.

Примеры:

  • он обязуется поставлять товар по заявкам заказчика в течение года, а за это время производитель данного товара прекратил его производство и через шесть месяцев товар на складе закончился.
  • к моменту исполнения контракта продукция, указанная в заявке на закупку и согласованная в контракте, по какой-либо причине на рынке временно отсутствует.
  • в заявке были указаны ошибочные характеристики (или даже хуже: в ТЗ изначально были допущены технические ошибки, которые переехали в контракт).
  • в заявке был указан конкретный товар, цена которого существенно увеличилась, однако на рынке есть аналоги по приемлемой цене...

Да и мало ли какие еще бывают ситуации…

Законодательством все же предусмотрен случай, когда заказчик и поставщик могут изменить предмет договора.

Согласно п. 7 ст. 95 № 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Дьявол, как обычно, прячется в деталях

1) Улучшить товар можно только по тем характеристикам, которые предусмотрены в контракте.

То есть, если новый товар лучше по характеристикам, которые в контракте не закреплены, это не является основанием для такой замены.

Это правило не стопроцентное, попытаться можно, но не факт, что заказчик пойдет на встречу, т.к. риски для него велики.

2) Потребительские свойства, технические и функциональные характеристики новых товаров должны быть лучше по сравнению с предполагаемыми к поставке изначально.

А вот это самое интересное.

Что такое “улучшенные характеристики товара”? Кто и как определяет эту “улучшенность”?

В законе № 44-ФЗ не предусмотрено критериев, по которым можно было бы определить, что свойства товаров действительно лучше тех, что должны были быть поставлены изначально.

Законодательство отдает решение этого вопроса на откуп заказчику. То есть он сам решает, подпадает новый товар под предлагаемый критерий или нет.

В чем тут подвох?

  • При проведении проверок контролирующие органы могут потребовать от заказчика обосновать его решение об изменении характеристик поставляемой продукции.

Таким образом, в интересах поставщика помочь заказчику подготовить такое обоснование и доказать, что изменяемые характеристики действительно улучшают товар.

Обычно это оформляется письмом - предложением заменить товар, где подробно расписано предполагаемое "улучшение".

Кстати, бывают ситуации действительно неоднозначные. Например, к поставке предлагается электронагреватель для офисного помещения бОльшей мощности, чем было предусмотрено в контракте. С одной стороны, такой прибор будет быстрее и лучше нагревать помещение, но с другой — он будет потреблять и больше электроэнергии.

  • Также бывают случаи, когда УФАС рассматривает как злоупотребление и ограничение конкуренции изменение тех характеристик продукции, которые в техническом задании заказчика изначально были указаны конкретно.

Например, крепежные изделия с левой резьбой в ходе исполнения контракта были изменены дополнительным соглашением на крепежи с правой резьбой. Разницы между ними особо никакой нет, но первые достать значительно сложнее, надо искать конкретных поставщиков и т.д. Поэтому такая характеристика сразу ограничивает количество участников закупки. То есть, если бы в качестве условия изначально было указано, что требуются крепежные изделия с правой резьбой, потенциальных заявок, подаваемых на аукцион, было бы несравнимо больше.

  • страна происхождения товара не является показателем его качества, технических и функциональных характеристик (письмо Минэкономразвития России от 11 января 2017 г. № Д28и-123).

3) Такая замена не должна быть запрещена законодательством.

Если при закупке товара было установлен национальный режим, например, приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н, то изменять страну происхождения товара запрещено. Исключение: изменение страны, когда страной происхождения нового товара будет являться страна, входящая в ЕАЭС.

Пример: в закупке применялся приказ № 126н, вы написали в заявке страну "Россия", а по факту хотите привезти китайский товар. Доп.соглашение об улучшенных характеристиках, где "под шумок" меняется страна, будет незаконным.

Как мы видим, четких критериев, которые позволяют определить поставку товара с улучшенными характеристиками, не существует. Поэтому такие ситуации еще долго будут оставаться предметом споров и между заказчиками с поставщиками, и между заказчиками с контролирующими органами.

Если вы планируете заключить подобное соглашение, то самое важное - подготовить письменное обоснование того, что новые характеристики являются реально улучшенными. Такой документ существенно облегчит жизнь обеих сторон контракта.

 

Комментарии закрыты