Контент

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

smetchik77@mail.ru

smetchik77@mail.ru

Тендеры на поставку бытовой техники по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Впечатления об участии в тендерах на поставку бытовой техники по 44-ФЗ и 223-ФЗ 

Мнение  московского тендерного специалиста.

В данной статье автор решил поделиться опытом участия в тендерных поставках бытовой техники во время работы в одном ИП. Оно занималось в основном поставками компьютерного оборудования, но невозможность получения реальной прибыли при работе только по данному направлению заставила руководство применить веерный подход, т.е. участвовать в любых тендерах с приемлемыми условиями поставки. Заявки подавались только на тендеры с НМЦК до пятисот тысяч рублей, ввиду скромных финансовых возможностей вышеупомянутого ИП.

Тендеры на поставку бытовой техники имеют ряд cущественных отличий.

- Популярность среди участников фактически вне зависимости от того, проводится тендер в соответствии с 44-ФЗ или 223-ФЗ, хотя еще год-два назад она была существенной. Тендеры, проводимые в соответствии с законом 44-ФЗ, пользовались у заказчиков большей популярностью. Что же касается запросов котировок, вне зависимости от того, в соответствии с каким законом они проводятся количество участников было на треть меньше.

- Умеренные снижения, пропорциональные числу участников. Изредка снижение достигало 52%. Это наблюдалось исключительно на аппетитных аукционах.

- Запрет на поставку иностранных товаров в сфере поставок бытовой техники препятствий участникам не создаёт. Так, в перечни Постановлений Правительства РФ № 616 и № 617 бытовая техника не попадает. Отсутствует и реестр бытовой техники российского производства. И вряд ли он будет создан в обозримом будущем.

- Чтобы затруднить лишним участникам доступ к тендеру некоторые заказчики прописывают в техническом задании (ТЗ) сборную солянку, т.е. требуют поставить масляные радиаторы, вентиляторы и полотенцесушилки. Формально закон здесь не нарушен, ведь товары это не разнородные (и те, и другие относятся к бытовой технике). Но они и не совсем однородные, их приходится закупить у двух разных поставщиков, соответственно возрастает и риск срыва поставки. В нашем случае автор получил счет с хорошей ценой на радиаторы, но оказалось, что вентиляторы требующейся заказчику модели уже сняты с производства, а аналоги дороги. Не имея счета на вторую позицию ТЗ, автор счел благоразумным не подавать заявку на аукцион.

- В тендерную документацию на поставку полотенцесушилок, сушилок для рук и пр. подобного оборудования заказчики как правило включают фотографии товара. Но это вовсе не облегчает участникам поиск товара, а только затрудняет его, ведь оказывается, что товар с набором требуемых заказчику характеристик по внешнему виду отличается от товара на фотографии. А если времени на подачу запроса разъяснений нет, заявку подавать на такой тендер рискованно. Можно с большой долей вероятности считать, что если в тендерную документацию включена фотография, то он скорее всего заказной, ведь при корректно составленном ТЗ никаких фотографий представлять, как правило, не требуется.

- В тендерную документацию на поставку некоторых видов оборудования, например, воздухоочистительного (кондиционеров), вентиляционного, холодильного зачастую заказчик включает требование о необходимости не только поставки, но и монтажа данного оборудования. C одной стороны исполнять такие тендеры легче, поскольку в их НМЦК заложены расходы на монтаж и соответственно на закупку самого товара победитель заказчик тратит меньшую сумму.  Но у организации, в которой работал автор, не было монтажных бригад, а договариваться с людьми с улицы по поводу монтажа было рискованно, на такие тендеры заявки не подавались.

- Заказчики заказных тендеров как правило не указывают какая именно модель бытовой техники им нужна.

Точно такая же проблема наблюдается и в отношении компьютерного оборудования, но реже. Ведь иногда заказчики вынужденно указывают модели, если приобретают товар для комплектации компьютерных систем, где эквивалента может не оказаться). Бытовые приборы же в массе своей представляют собой автономные устройства. Разве что расходные материалы к ним могут не иметь эквивалентов.  Тендерным специалистам Участников закупки приходится тратить время на подбор модели (моделей) по совокупности характеристик. А иногда оказывается, что такой модели на рынке бытовой техники вообще нет. И тогда приходится подавать заказчику запрос разъяснений, если еще не истек срок его подачи. И не всегда заказчик отвечает на такие запросы конкретно. Организации участника нужен не только тендерный специалист в чистом виде, а тендер-менеджер. А ему надо больше платить, чем обычному тендерщику.

- Некоторые недобросовестные заказчики, прописывают поставку бытовой техники по заявкам, мотивируя это отсутствием складских помещений. Это отталкивает от участия многих иногородних участников, сознающих, что расходы на бензин не только съедят всю и без того мизерную прибыль, но и приведут к существенным убыткам. Поскольку добиться от заказчика графика поставок посредством запроса разъяснений как правило не удается, поскольку ни 44-ФЗ, ни 223-ФЗ в явном виде не требуют от заказчика предоставления такого графика. Автор старался не подавать заявок на подобные тендеры, а если и подавал, то только на аукционы и «соскакивал» после минимального снижения.

- Тендеры на поставку бытовой техники, проводимые на закрытой ЭТП «АСТ-ГОЗ» в данной статье не рассматриваются, поскольку они во-первых проводятся как правило на крупные суммы (НМЦК свыше 3 млн. руб.), во-вторых, для доступа к участию в них требуется отдельная процедура аккредитация, отнимающая несколько недель, а в-третьих ИП в котором работал автор, вообще не могло участвовать в закрытых тендерах, поскольку, согласно ФЗ-275 военный заказчик имеет право заключать контракт только с юридическими лицами.

Светит ли мало-мальски существенная прибыль победителю торгов на поставку бытовой техники?

Чтобы сделать вывод достаточно рассмотреть два типичных примера.

Пример 1. Автор принял участие в запросе котировок (проводимом в соответствии с законом 44-ФЗ) на поставку плиток электрических нагревательных с НМЦК 24 тыс. руб. Прибыльность до снижения – 14 тыс. руб, то есть более 50%. Организация, в которой работает автор оказалась на втором месте, поскольку победитель предложил цену запроса котировок фактически равную себестоимости товара.

Пример 2. Автор принял участие в аукционе (проводимом в соответствии с законом 223-ФЗ) на поставку тепловых пушек с НМЦК 360 тыс. руб. Прибыльность до снижения – 5 тыс. руб, то есть 1,3%. Автор отказался от подачи заявки, поскольку при малейшем снижении он ушел бы в ноль, ведь организации еще надо платить налог на прибыль. В итоге на аукцион не было подано ни одной заявки, он не состоялся.

В итоге за три месяца автору не удалось выиграть ни одного тендера на поставку бытовой техники. А ситуация в целом повторяла ситуацию с поставками компьютерной техники. Участвовать в неаппетитных тендерах было более выгодно, нежели в аппетитных. В первом случае можно было хотя бы, уйдя в ноль, выиграть тендер и попытаться подружиться с заказчиком, во втором для достижения этой же цели пришлось бы уйти в минус.

Аспекты погони за заказными тендерами, ориентации на «своих» заказчиков и закупки техники со значительной скидкой у крупных поставщиков подробно рассмотрены автором в предыдущей статье «Особенности участия в тендерах на поставку компьютерного оборудования и бытовой техники по 44-ФЗ и 223-ФЗ», так что вновь приводить их нет необходимости. Автор отметит здесь только, что рассчитывать на обогащение от таких тендеров серьёзно не приходится.

Вывод: втягиваться в поставки бытовой техники, посредством участия в закупках с НМЦК до 500 тыс. руб. – смысла нет.

 

 

Комментарии закрыты