Тендеры на поставку компьютерного оборудования по 44-ФЗ и 223-ФЗ: Опыт тендерного специалиста из Москвы

В сентябре 2020 г. страна жила в напряженном ожидании карантина в связи с новой волной заболеваемости Covid-19. Однако день «икс» так и не наступил. Правительство ограничилось более мягкими мерами. И публикация новых заявок в ЕАИС заказчиками продолжилась.

В начале ноября прошлого года автор был вовлечен в компьютерную тему, устроившись в одно из ИП.

Оно специализировалось в том числе на поставке компьютерного оборудования. Ниже приведены его соображения о целесообразности участия в данной теме.

Ввиду небольшого финансового потенциала организации, в которой работал автор, заявки подавались только на тендеры с НМЦК не превышающей 500 тыс. руб.

Тендеры на поставку компьютерного оборудования обладают рядом особенностей.

— Обилие участников. На каждый из аукционов, в которых приняло участие ИП, подавалось от 9 до 23 заявок (в среднем 11). На каждый запрос котировок – от 6 до 10 заявок (в среднем 8). Не отмечено никакой существенной разницы в количестве заявок, подаваемых на тендеры, проводимые в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ.

— Относительно небольшие снижения, соотносительно с количеством участников. Например, на жесткие диски (SSD) типичным было снижение в пределах 26-27%, на источники бесперебойного питания (32-34%). Очень редко снижение достигало 50-55%. И как правило только на вкусных аукционах

— Национальный запрет на поставку иностранных товаров, создающий большие проблемы участникам поставок текстильных изделий, постельных принадлежностей, бумаги в сфере поставок компьютерного оборудования никаких препятствий не создал.

Ведь Постановление Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 г. в перечень которого попадает номенклатура компьютерного оборудования применяется очень редко (например, в отношении поставок сетевых фильтров, компьютерных кабелей, некоторых типов мышей и клавиатур, производства которых налажены в России).

В остальных же случаях заказчик размещает обоснование невозможности применения ПП-878, поскольку в реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствуют товары того класса, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, обладающая необходимыми заказчику характеристиками, либо в вышеуказанном реестре вообще отсутствуют сведения о продукции с данным ОКПД2.

Таким образом, на первый взгляд тема кажется очень перспективной: снижения относительно невелики, национальный запрет фактически не препятствует участию. Однако на деле это совсем не так.

Проблема заключается в невозможности получения сколь-нибудь существенной прибыли победителем торгов на поставку компьютерного оборудования. Как показала практика, снижение доходит как раз до планки нулевой прибыли или сильно приближается к ней.

Если маржинальность до снижения велика, это привлекает к участию многие организации, и они невольно «рвут» тендер до самого нуля. Если маржинальность уже до снижения почти отсутствует, на тендер никто не подаёт заявки. И можно стать единственным участником.

Пример 1. Заказчиком был размещен аукцион, (в соответствии с законом 44-ФЗ) на поставку жестких дисков с НМЦК 84 тыс. руб.

Маржинальность до снижения составляла 45 тыс. руб, то есть превышала 50%. Автор вынужден был «соскочить», поскольку снижение составило 55%.

Пример 2. Заказчиком был размещен аукцион, (в соответствии с законом 223-ФЗ) на поставку флэш-дисков с НМЦК 42 тыс. руб. Маржинальность до снижения составляла 3 тыс. руб, то есть 7%.

Аукцион был выигран автором всухую (больше никто из частников не подал заявку). 

Получается парадоксальная ситуация. Участвовать в невкусных тендерах более выгодно, нежели во вкусных. Но слово «выгодно» здесь можно применить весьма условно.

Так если чистая прибыль в изначально маржинальных тендерах составила в среднем 1,5 тыс. руб, то в тендерах с ничтожной маржинальностью – 3 тыс. руб.

Есть ли возможность преодолеть тупик в компьютерной теме? Рассмотрим несколько вариантов.

— Участие исключительно в заказных аукционах в надежде на небольшую конкуренцию. Здесь действительно трудность заполнения рекомендованной формы 2 (требований к конкретным показателям товаров) искусственно сужает круг участников, а с ним и конкуренцию. Однако к тендерам с НМЦК до 500 тыс. руб понятие заказных мало применимо.

Во-первых, заказные тендеры проводятся как правило с более крупными НМЦК. Во-вторых, малое НМЦК влечет за собой малый перечень закупаемых товаров, что не позволяет заказчикам размещать в составе заявки формы 2 большого объема. Они ведь не могут предъявлять требования к несуществующим товарам (за этим следит ФАС).

Небольшие же формы 2, успешно заполняются мало-мальски опытными тендерными специалистами организаций-участников. Автор не наблюдал больше 20% отклонений заявок в аукционах с НМЦК до 500 тыс. руб на поставку компьютерного оборудования.

— Участие в аукционах с дружественными заказчиками тоже не решает проблему. Да, заказчик может указать, например, модель ноутбука или принтера своему участнику, но он не может провести вкусный тендер подпольно.

И обнаружив такой тендер, его непременно порвут. Во-вторых, стать дружественным для постороннего Заказчика (при отсутствии родственных и иных связей) постороннему участнику закупки не так-то легко. Ведь для этого он сначала должен уйти в ноль или даже в небольшой минус, чтобы выиграть хотя бы один тендер данного заказчика.

А заказчик размещает тендеры с разными ОКПД2 (не только компьютерные). И дружить с ним хотят все участники. И неизвестно чьи условия заказчик предпочтёт. Наконец, дружбу необходимо постоянно поддерживать. И не отказывать заказчику, если он попросит, например, принять участие в тендере совсем неинтересном участнику, который напрашивается к нему в друзья.

— Закупка компьютерного оборудования у крупных оптовых поставщиков с большой скидкой. Действительно, получив скидку в 20% от минимальной рыночной стоимости товара, можно выиграть, как минимум, 80% тендеров и не остаться в накладе. Но оборудование такие поставщики везут как правило из Китая (в последнее время в основном из Малайзии).

В связи с нестабильностью ситуации в мире, охваченной коронавирусной инфекцией, в любой момент возможно перекрытие границ.

И тогда участник, сильно опустившийся на аукционе в надежде на большую скидку придется закупать товар по минимальной рыночной стоимости, и он уйдет в большой минус.

Кроме того, оптовые поставщики редко соглашаются принимать участие в поставах товаров под тендеры с НМЦК менее 3 млн. руб. А уж поставить товар победителю тендера с НМЦК до 500 тыс. руб. его убедить вряд ли удастся.

Стоит ли ради втягиваться ради копеек в компьютерную тему, если закупочные цены мало отличаются от НМЦК, участников в каждой процедуре десятки, а сама НМЦК не превышает 500 тыс. руб? И при этом надо еще оплачивать труд тендерных специалистов. Конечно же – нет.

   

Видео: Госзакупки для начинающих. Всё о бизнесе на госзакупках. Тендеры, 44-ФЗ, ЕИС

Еще больше интересных статей читайте на нашем сайте forma-2.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: