Контент

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

smetchik77@mail.ru

smetchik77@mail.ru

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 1.1.«О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ»

эксперты

  1. Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи заказчикам в определении порядка проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
  2. Задачи экспертизы - изучение и оценка предмета экспертизы, а также подготовка экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.
  3. Цели экспертизы          -        проверка   предоставленных         поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
  4. Принципы экспертизы:
  • полнота, всесторонность, компетентность, достоверность, обоснованность и законность экспертизы и ее результатов;
  • объективность и беспристрастность;
  • ответственность сторон;
  • разумность сроков проведения экспертиз;
  • независимость;
  • ответственность за организацию, проведение и качество экспертизы;
  • обязательность выполнения требований, установленных контрактом и предусмотренной им нормативной и технической документации;
  • соблюдение государственной и коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении экспертизы.
  1. Эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ).
  2. Заказчики обязаны проводить экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, во всех случаях. Каких-либо исключений не предусмотрено.
  3. Экспертиза проводится по итогам исполнения контракта, а также по каждому этапу контракта (в случае, если этапы предусмотрены контрактом).
  4. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами (далее - внутренняя экспертиза) или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации (далее - внешняя экспертиза) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.
  5. В случае проведения внутренней экспертизы, экспертиза может быть проведена любыми работниками заказчика, наделенными локальным актом заказчика соответствующими полномочиями.
  6. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, указанных в пункте 11 Рекомендаций.
  7. Внутренняя экспертиза проводится в случаях:
  • предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 -

30, 32, 33, 36, 40, 41, 42 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ;

  • осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
  • если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
  1. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. В настоящее время такие случаи не установлены.
  2. Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит запрета на привлечение экспертов, экспертных организаций в дополнение к внутренней экспертизе (вместо внутренней экспертизы).
  3. В целях проведения внутренней экспертизы заказчику целесообразно разработать локальный акт, регламентирующий порядок проведения такой экспертизы.
  4. Заказчик привлекает экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 Закона N 44-ФЗ). К ним относятся (ст. 58, ч. 3, 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ):
  • оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;
  • оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;
  • оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.

Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика. Ее проведение обусловлено установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки. Такие требования (о наличии у участников финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации) могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ). Следовательно, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям;

  • приемка поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

При осуществлении приемки необходимо экспертно оценить представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям.

  1. Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев (пункт 17 Рекомендаций) их участие в приемке является обязательным.
  2. Обязательное привлечение экспертов, экспертных организаций – в случаях осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктами 10, 11, 12, 13, 16, 24 (кроме закупок для обеспечения федеральных нужд), 27, 31, 34, 35, 37, 38, 39, 43 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
  3. В целях привлечения эксперта, экспертной организации заказчику необходимо осуществить закупку одним из способов, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.
  4. Заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта.
  5. К проведению внешней экспертизы не могут быть допущены: 1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика

(подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в

отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

  • юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
  • физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
  1. Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона № 44-ФЗ).
  2. В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в пункте 20 Рекомендаций, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.
  3. Для проведения внешней экспертизы эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы.
  4. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования, указанного в пункте 21 Рекомендаций, эксперт, экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. В случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.
  6. В целях осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:
  • определить предмет экспертизы;
  • выбрать способ определения исполнителя - эксперта, экспертной организации.

При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и т.д.);

  • провести процедуру определения исполнителя - эксперта, экспертной организации.

Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций осуществляется из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ);

  • заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.
  1. Контракт с экспертом, экспертной организацией заключается по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ.
  2. Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44ФЗ, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путем определения исполнителя конкурентным способом, форма контракта должна соответствовать его проекту, прилагаемому к документации или к извещению о закупке.

  1. В контракте рекомендуется указать:
  • условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии со статьей 34 Федерального закона № 44-ФЗ;
  • предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;
  • условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ).
  1. Контракт подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.
  2. Порядок проведения экспертизы.
    • Перед началом проведения экспертизы эксперту, экспертной организации следует убедиться в создании необходимых условий для выполнения экспертных услуг и получить все необходимые и достоверные сведения, а заказчику экспертных услуг следует обеспечить создание указанных условий и предоставление всех сведений.
    • При оказании экспертных услуг эксперту, экспертной организации следует:
  • соблюдать установленные контрактом (договором) порядок и сроки проведения экспертных услуг;
  • проводить анализ полученных в результате оказываемых услуг данных и готовить обоснованные, объективные выводы и (или) предложения по поставленным вопросам;
  • приостанавливать оказание экспертных услуг, если предъявленные для экспертизы документы недостаточны, непригодны, а также, если не созданы необходимые условия для проведения экспертизы;
  • сохранять объекты, переданные для проведения экспертизы, в условиях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение.

31.3. В зависимости от вида экспертных услуг в контракт рекомендуется помимо перечисленных в пункте 29 Рекомендаций полномочий включать, в частности, следующие положения о функциях эксперта, экспертной организации:

а) при разработке технических, технологических и качественных характеристик товаров (работ, услуг), подлежащих включению в документации (извещение) по закупке:

  • формулирование технических требований к товарам (работам, услугам) исходя из установленного заказчиком функционального назначения товаров

(работ, услуг);

  • определение конкретных параметров характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, вытекающих из нормативной и технической документации;
  • определение характеристик товаров (работ, услуг), исключающих возможность недобросовестной конкуренции участников закупки;
  • определение требований безопасности товаров (работ, услуг);
  • определение нормативной и технической документации (ТР, ГОСТ Р, ГОСТ, СТО, ТУ и др.), положениям которой должны соответствовать характеристики товаров (работ, услуг);
  • формулирование технических требований проекта контракта;

б) при экспертизе технического задания входящего в проект документации (извещении) о закупке:

  • анализ содержащихся в техническом задании технических требований к товарам (работам, услугам) на соответствие установленного заказчиком функционального назначения товаров (работ, услуг);
  • анализ содержащихся в техническом задании характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, требований безопасности;
  • товаров (работ, услуг), вытекающих из нормативной и технической документации;
  • анализ характеристик товаров (работ, услуг) на предмет предотвращения недобросовестной конкуренции участников закупки;
  • предложения по     техническим        требованиям       проекта         конкурсной

документации, документации об аукционе, запроса котировок;

в)     при экспертизе заявок участников закупки:

  • определение соответствия указанных в заявках характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, услуг) и результатов работы требованиям документации (извещении) о закупке;
  • определение соответствия указанных в заявках характеристик товаров (работ, услуг) и результатов работы определенному заказчиком функциональному назначению товаров (работ, услуг);

г)     при приемке товаров (работ, услуг):

  • соблюдение установленных контрактом и (или) предусмотренной им нормативной и технической документацией правил, порядка, сроков и методов проведения приемки товаров (работ, услуг), отбора образцов (проб) товаров (при необходимости);
  • определение конкретных характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, услуг) на соответствие заявке победителя и контракту;
  • проведение полного исследования конкретных характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, услуг) на соответствие их требованиям контракта и положениям предусмотренной им нормативной и технической документации, образцу - эталону товаров (при необходимости);
  • маркировку объекта экспертизы путем нанесения оттиска личного штампа эксперта или иным способом, подтверждающим проведение исследования с объектом экспертизы, за исключением случаев, если это невозможно осуществить на определенных видах товаров, результатов работ (услуг), или это может привести к потере товарного вида продукции, либо ограничить в последующем использование объектов экспертизы;
  • соблюдение правил по охране труда и противопожарной безопасности при проведении экспертизы;
  • право собирать или запрет на сбор самостоятельно сведений, связанных с приемкой товаров (работ, услуг), отбором образцов (проб) товаров;

д) при инспектировании производства товаров, выполнения работ и оказания услуг (контроль качества сырья, соблюдения технологий производства) в процессе исполнения контракта:

  • определение методов и программы инспектирования производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, обеспечивающей соответствие их характеристик качества и безопасности требованиям нормативных правовых актов, договора (контракта), положениям нормативной и технической документации;
  • проверку наличия и достаточности технологического оборудования для обеспечения обязательных требований к безопасности продукции;
  • проверку соответствия инфраструктуры, производственной среды и технологического режима производства, включая критерии безопасности и качества, заявленным характеристикам и технологическому описанию соответствующего производства и требованиям нормативной и технической документации;
  • оценку соответствия       производства      отраслевым         документам, регламентирующим качество продукции;
  • оценку стабильности качества продукции и основных технологических процессов;
  • проверку соответствия критериев безопасности производства сырья и материалов требованиям, установленным договором (контрактом), нормативной и технической документацией для безопасности товаров (работ, услуг);
  • осуществление контроля качества изготовления продукции, включая осуществление контроля за технологией изготовления продукции и проведение всех видов испытаний в соответствии с требованиями договора (контракта) и технологической документации;
  • проверку системы или отдельных ее элементов менеджмента качества производителя продукции.

31.4. Для обеспечения проведения точного, полного и обоснованного экспертного исследования заказчику экспертных услуг следует проинформировать эксперта, экспертную организацию о функциональном назначении подлежащих поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Помимо этого в зависимости от вида оказания экспертных услуг в контракт рекомендуется включение, в частности, следующих полномочий заказчика:

а) при экспертизе технического задания включенного в документации (извещение) по закупке:

  • предоставление проекта технического задания;
  • предоставление различных справочных и информационных материалов, необходимых для проведения экспертизы;

б)     при экспертизе заявок участников закупки:

  • предоставление проекта конкурсной документации, включая проект контракта;
  • предоставление, при необходимости, нормативной и технической документации, предусмотренной контрактом;
  • предоставление имеющейся у заказчика экспертных исследований информации об участниках закупки, обеспечение содействия в получении необходимой дополнительной указанной информации;

в)     при приемке товаров (работ, услуг):

  • присутствие либо отсутствие при проведении экспертизы представителей заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) или изготовителя, если это вытекает из условий контракта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • присутствие представителей таможенных органов, карантинной службы, органов государственного контроля (надзора) или других органов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товары подлежат досмотру этими службами, органами;
  • предъявление необходимой для проведения экспертизы коммерческой, товаросопроводительной, нормативной, технической и иной документации;
  • предоставление, при необходимости, поверенных        органами государственной метрологической службы или другими уполномоченными органами средств измерений (в том числе переносные средства измерений - щупы, измерительные линейки, рулетки и другие средства), подлежащих государственному метрологическому контролю, а также калиброванных любой метрологической службой или уполномоченным физическим лицом средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю;
  • обеспечение свободного доступа экспертов к товарам, результатам работ (услуг), подлежащим экспертизе;
  • предоставление отдельного помещения для обеспечения сохранности товаров, результатов работ (услуг), подлежащих экспертизе, за исключением случаев проведения лабораторных исследований в аккредитованных

испытательных лабораториях независимой экспертной организации;

  • соблюдение правил по охране труда и технике противопожарной безопасности при проведении экспертизы.

31.5. По окончании экспертных исследований эксперт, экспертная организация передает приемочной комиссии заказчика (лицу, осуществляющему приемку) экспертных услуг акт экспертизы.

  1. Акт экспертизы.
    • По результатам произведенного экспертом, экспертной организацией исследования составляется акт экспертизы, в котором содержится описание только тех фактов, которые были установлены в ходе проведения экспертизы. В акте экспертизы не допускаются подчистки, помарки и незаверенные печатью эксперта, экспертной организации исправления.

Акт экспертизы прилагается к протоколу приемочной комиссии по проведению приемки товаров (работ, услуг).

Акт экспертизы включает вводную часть, исследовательскую часть и выводы.

  • В водной части акта экспертизы следует, в частности, отражать:
  • сведения об эксперте, экспертной организации, о заказчике экспертизы и его представителях;
  • дату и место проведения экспертизы, дату и номер контракта (договора) и уведомления - заявки;
  • фамилию, инициалы, должность эксперта, проводившего экспертные исследования, а также номер и срок действия аттестата эксперта (в случае наличия аттестата);
  • наименование и функциональное назначение объекта экспертизы;
  • задачу экспертизы;
  • сведения о предъявленной документации, поставщике (подрядчике, исполнителе), грузоотправителе, изготовителе объекта экспертизы;
  • условия хранения объекта экспертизы, состояние упаковки, маркировочные данные.

32.3. В исследовательской части акта экспертизы следует, в частности, отражать:

  • описание объекта экспертизы;
  • ход изучения предъявленных заказчиком экспертизы документов, имеющих значение для формирования выводов;
  • этапы проведения экспертизы с указанием методов исследования;
  • сведения об использованных технических средствах измерений (поверенных, калиброванных), условиях их применения;
  • краткую характеристику использованных устройств, материалов, режимов съемки и печати;
  • сведения о нормативной и технической документации, протоколах испытаний и других документах, которыми руководствовался эксперт при разрешении закупки;
  • фактически установленные результаты проведения экспертизы в соответствии с поставленной задачей;
  • оценку отдельных этапов экспертизы, анализ полученных результатов в целом;
  • даты начала и окончания экспертизы;
  • причины невозможности решения отдельных вопросов в полном объеме, требуемом задачей экспертизы.

32.4. В выводах акта экспертизы следует, в частности, отражать:

  • однозначные исключающие возможность двоякого толкования ответы на поставленные вопросы, корреспондирующиеся с задачей экспертизы и исследовательской частью акта экспертизы без потребности в дополнительных объяснениях эксперта;
  • причины, по которым не возможно было решить поставленный вопрос и дать на него ответ;
  • установленные в процессе исследования выводы по не поставленным заказчиком экспертизы вопросам.

32.5. Акт экспертизы подписывается экспертами, проводившими экспертизу. При проведении экспертизы экспертной организацией акт экспертизы регистрируется в этой организации, удостоверяется подписью её руководителя и скрепляется печатью экспертной организации.

  1. Результаты проведения экспертизы силами заказчика оформляются в порядке, установленном локальными правовыми актами заказчика. Например, возможно оформление документов о приемке товара, работы, услуги с отметками работников, привлеченных к проведению экспертизы, либо  оформление специальным экспертным заключением по форме, установленной заказчиком.

Необходимо отметить, что проведение экспертизы и приемка результатов исполнения контракта это самостоятельные действия заказчика.

  1. Стоимость услуг экспертов, экспертных организаций определяется в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ.

Комментарии закрыты