Контент

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

+7 (903) 755 40 30

smetchik77@mail.ru

smetchik77@mail.ru

Правила нацрежима в Госзакупках

Автор статьи: Анастасия Дегтяревская

Достаточно сложное в госзакупках - это правила национального режима.

И больше всего непонимания вызывает приказ Минфина № 126н. Это тот, что про "минус 15%".

Давайте на нескольких примерах разберем, как именно он работает.

Электронный аукцион с применением приказа № 126н

На электронный аукцион заявляются 5 участников. В качестве страны происхождения декларируется Китай (2 заявки), Тайвань (2 заявки) и Россия (1 заявка).

Один участник с китайским товаров (назовем его Китай 1) и участник с российским товаром вообще не подают предложений о цене в ходе онлайн аукциона.

Остальные распределяются следующим образом:

Китай 2 — 57 000,00 руб.

Тайвань 1 — 60 000,00 руб.

Тайвань 2 — 58 000,00 руб.

Ситуация: победителем этого аукциона объявлен участник с китайской продукцией (Китай 2), но к сумме контракта госзаказчик применяет понижающий коэффициент 15%, так как в закупке принимал участие также и поставщик с российской продукцией. Победителю предлагают заключить контракт на сумму 48 450,00 рублей (57000,00 руб - 15%).

Вопрос: Правильно ли был определен победитель аукциона? По какой цене с ним должен быть заключен контракт?

Ответ : Нет, снижения цены контракты быть не должно.

Для участия в закупке было подано 5 заявок. Победителем был признан поставщик, задекларировавший иностранный товар. Победитель определен верно — это участник, предложивший наименьшую цену товара в 57 000,00 рублей (Китай 2). Однако контракт с ним должен быть заключен без применения понижающего коэффициента 15 %, то есть по цене 57 000,00 руб.

Несмотря на то, что на аукцион был заявлен российский товар, участник, предложивший его, не сделал ни одного шага, ни одного предложения о цене. Таким образом, можно считать, что в аукционе участвовали только иностранные товары, и следовательно никаких преференций применяться не должно.

Электронный аукцион с применением приказа № 126н

На электронный аукцион заявляются 7 участников. В качестве страны происхождения декларируется Китай (3 заявки), США (2 заявки) и Россия (2 заявки). Один участник с американским товаром (США 1) и один участник с российским товаров (Россия 1) не подают предложений о цене в ходе онлайн аукциона.

Остальные распределяются следующим образом:

Китай 1 — 90 100,00 руб.

США 2 — 105 000,00 руб.

Китай 2 — 70 500,00 руб.

Китай 3 — 63 000,00 руб.

Россия 2 — 69 500,00 руб.

Ситуация: Победителем аукциона объявлен участник с российской продукцией. Он делал предложения о цене, а значит, участвовал в аукционе, а российская продукция имеет приоритет, когда проводятся закупки с применением приказа 126н. Победителю предлагают заключить контракт на сумму 69 500,00 рублей.

Вопрос: Правильно ли был определен победитель аукциона? По какой цене с ним должен быть заключен контракт?

Ответ : Нет, победитель определен неверно.

Для участия в закупке было подано 7 заявок. По смыслу закона № 44-ФЗ и Приказа 126н в аукционе побеждает участник, предложивший наименьшую цену, вне зависимости от того, из какой страны происходит товар. В нашем примере это участник "Китай 3" с ценой 63 000 руб.

Но (!) в случае если в аукционе наряду с иностранными товарам принимает участие участник с российской продукцией (т.е. делает предложения о цене, но не побеждает при этом), то к цене контракта с победителем, предложившим иностранный товар, применяется понижающий коэффициент 15%.

Таким образом, здесь победителем аукциона должен стать участник, предложивший цену 63000,00 (Китай 3), но контракт с ним будет заключен по цене 53 550,00 рублей (63 000,00 минус понижающий коэффициент 15%).

Проблема в том, что на момент участия в аукционе вы НЕ знаете достоверно, кто и с каким товаром пришел в эту закупку.

Заказчик в протоколе рассмотрения заявок укажет только, что среди заявок есть участники с иностранным товаром. Ну а вас-то интересуют больше российские заявки, так? Так что вам эта информация ничего не даст.

Некоторые площадки проинформируют, что среди заявок есть заявки с Российским товаром.

Но А) вы не знаете, сделают ли они шаг в аукционе и Б) может, у такого участника товар не ТОЛЬКО из России (в этом случае заявка в целом все равно считается иностранной). Так что информация от площадки вам тоже ясности на 100% не даст.

Вывод

Как ни печально, безопаснее всего закладывать всегда "минус 15" в качестве вероятного исхода событий и торговаться с пониманием того, что цена контракта может быть скорректирована. Если не будет уменьшения - пусть это будет приятным сюрпризом.

Еще как вариант, если есть нормальный контакт с заказчиком, то можно с ним связаться ДО аукциона. Он нужной вам информацией владеет (не знает только, будут ли ходит российские участники, но хоть что-то...).

Продолжаем разбирать примеры ситуаций, которые могут возникнуть при применении приказа 126н (про "минус 15%").

Давайте посмотрим, как он применяется в конкурсах и запросах котировок.

Запрос котировок с применением приказа 126н

В запросе котировок участвуют 4 заявки. В качестве страны происхождения декларируется Китай (2 заявки), США (1 заявка) и Россия (1 заявка). Цены распределяются следующим образом:

Китай 1 — 67 000,00 руб.

США 1 — 78 500,00 руб.

Россия 1 — 75 500,00 руб.

Китай 2 — 65 000,00 руб.

Победителем запроса котировок объявлен участник, предложивший цену 75 500,00 руб. (Россия 1), так как при определении победителя в запросе котировок применяется понижающий коэффициент 15%. Победителю предлагают заключить контракт по цене 64 175,00 руб. (то есть 75 500,00 руб. минус 15%) .

Вопрос: Правильно ли был определен победитель запроса котировок? По какой цене с ним должен быть заключен контракт?

Ответ :

Победитель определен верно, а вот цена контракта - неправильная.

Для участия в запросе котировок было подано 4 заявки. Победителем был признан поставщик, задекларировавший российский товар. Победитель определен верно — это участник, предложивший цену 75 500,00 руб. (Россия 1). Он становится победителем, даже несмотря на то, что предложил не наименьшую цену.

Согласно приказу 126н при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений, в случае если в конкурсе участвуют иностранные товары и товары из России (товары из стран ЕАЭС к ним приравниваются), то к последним при определении предложенной им цены применяется понижающий 15% коэффициент.

То есть при оценке заявок заказчик считает, что цена российской заявки не 75500 руб., а 64175 руб. У иностраннных заявок цены для сравнения берутся именно те, которые указаны участниками закупки. При таком раскладе цена 64175 руб. - самая низкая. Участник, предложивший ее, - победитель запроса котировок.

Но (!) контракт заключается по цене, предложенной в заявке, то есть без вычета 15%. Соответственно контракт должен быть заключен с победителем по цене 75 500,00 руб.

Хорошая новость для поставщиков, предлагающих иностранный товар, - при участии в запросе котировок вам ни при каких условиях не снизят цену контракта (в отличие от электронного аукциона, который мы разбирали в первой части материала).

Конкурс с применением приказа 126н

На конкурс подано 4 заявки, которые распределились следующим образом.

Республика Беларусь — 335 000,00 руб.

Россия 1 — 295 000,00 руб.

Россия 2 — 337 000,00 руб.

Казахстан — 330 000,00 руб.

Для простоты примеры будем считать, что за неценовые критерии участники получили одинаковое количество баллов.

Победителем конкурса был объявлен участник, предложивший цену 295 000,00 руб. (Россия 1). Контракт с этим участником будет заключен по предложенной им цене, без применения понижающего коэффициента 15% — 295 000,00 руб.

Вопрос: Правильно ли был определен победитель конкурса? По какой цене с ним должен быть заключен контракт?

Ответ :

Все верно.

Для участия в конкурсе было подано 4 заявки. Победителем был признан поставщик, задекларировавший российский товар. Победитель определен верно — это участник, предложивший наименьшую цену товара 295 000,00 рублей (Россия 1). Контракт с ним должен быть заключен по предложенной цене.

Республика Беларусь и Казахстан - страны ЕАЭС. В госзакупках они имеют тот же правовой режим, что и Россия. Соответственно в конкурсе участвуют только Россия и страны ЕАЭС, а это значит, что преимущества никому не предоставляется. То есть понижающий коэффициент 15% к цене не применяется. Оценка проходит в обычном порядке: победителем объявляется участник предложивший наименьшую цену, и контракт с ним заключается по предложенной цене.

Преимущества не применяются и в случае, если все участник закупки (независимо от ее формы) предлагают импортный товара (не ЕАЭС).

 

Комментарии закрыты