Контент

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 755-40-30

smetchik77@mail.ru

Завод кондиционеров «Август»

Наиболее значительным явлением в приращении западносибирского регионального культурного пространства в XVIII в. следует считать возникновение и историю развития сибирских городов с особым геном и судьбой. О формировании их облика известный искусствовед и историк архитектуры Т.М.Степанская пишет ...Тобольск явился образцом в строительстве других сибирских городов. Наличие кремля, бывшего композиционным центром города, указывало на прямую связь с древнерусским градостроительством. Но подчиненная в условиях Сибири роль кремля в обороне привела к тому, что многие сибирские города строились без кремлей. Тем не менее древнерусский опыт градостроительства продолжали использовать здесь и в XVIII в., что подтверждается планами Омской крепости (1716 г.) и крепостей Колывановоскресенской и Нерчинской оборонительных линий, возведенных для защиты сибирских заводов от набегов кочевников в 1716-1720, 1759-1764 гг.

К древнерусским традициям можно отнести выбор места для укрепленного населенного пункта (берег реки, возвышенность), размещение крепостных сооружений, устройство фортификаций. Башни Омской, Бийской и других крепостей повторяли тип рубленой надвратной башни других русских городов...Во всех сибирских крепостях-городах церковь размещалась на открытой площади, в чем также проявилось древнерусское правило, согласно которому культовое здание никогда не включалось в рядовую застройку улицы или квартала1.

Обратимся к суждению исследователей. Отдельно необходимо остановиться на появление в регионе городов-заводов. Образцами при строительстве первых сибирских заводов считаются явились Невьянский и Екатеринбургский заводы. Особенно велика роль возведенного В.И. Генниным Екатеринбурга, включавшего достижения западноевропейского строительства и фортификационного искусства. Планировочной основой Екатеринбурга стал металлургический заводской комплекс, размещенный в самом центре города и заключенный в крепость. Главной композиционной осью города-завода была плотина. Екатеринбург дал пример компактного архитектурно-планировочного решения общественного центра заводского поселения, в котором заводские корпуса (фабрики), плотина и пруд были важнейшими элементами. В сибирских заводах подобный прием планировки нашел широкое применение.

Первым медеплавильным заводом в Сибири был Колывановоскресенский, названный так по наименованию близлежащего озера Колыван и заводской церкви Воскресения....В основе плана лежит принцип регулярности. На ось плотины строго симметрично поставлена внутренняя крепость. Правильные ряды домов параллельны сторонам наружного укрепления и внутренней крепости. В плане четко выделены территориальные зоны различного функционального назначения: завод, внутренняя крепость с бастионами и полубастионами, заключающая административные и общественные постройки, жилые кварталы с церковным зданием на площади.

 

На планах Барнаульского завода отсутствуют четко выявленные крепостные укрепления, в них ярче проступают черты города-завода, а не города-крепости. План 1748 г., составленный П. Старцевым, содержит информацию о формировании исторического центра Барнаула. Не к могучей Оби направлялись улицы, ориентиром для них служила заводская площадь у мощной плотины через левый приток Оби - речку Барнаул. Слободы - мастеровская, солдатская, драгунская, купеческая - располагались вдоль продольной оси, образуемой речкой Барнаул и прудом. Производственные здания ориентированы параллельно поперечной оси - плотине. На плане улица Петропавловская названа линией, подобно улицам Васильевского острова в Петербурге. В подражание северной столице ранняя церковь Барнаульского завода была посвящена святым Петру и Павлу, а ее отдельно отстоящая колокольня, как и петербургские храмы, имела в архитектурном образе светские черты и увенчивалась высоким шпилем. Принцип регулярности полнее проявился на левобережье речки Барнаул, где разместились первые кварталы с домами чиновников; на правом берегу он несколько нарушался из-за особенностей рельефа2.

Согласно исследованиям Т.М.Степанской, планировка заводов во второй половине XVIII в. становится более ясной, четче учитывается последовательность производственного процесса, формируются общественно-административные центры как архитектурные ансамбли, сохраняется ведущая роль плотины. В 1771 г. на реках Томь и Чумыш в Кузнецком уезде был пущен в действие Томский железоделательный завод. Его планировка отличалась четкостью, симметричностью и рациональностью размещения производственных зданий и корпусов. С 1771 г. Барнаульский сереброплавильный завод именуется в архивных документах городом. Его строительство, как и всех городов России во второй половине XVIII в., велось на новой градостроительной основе. В 60-70-е годы XVIII в. происходит становление классицистических принципов планировки и застройки городов....В 1785 г. был составлен план Барнаула, по которому весь город располагался на левом берегу р. Барнаул и заключал в себя около 70 прямоугольных кварталов, 8 улиц, параллельных пруду и 10 переулков, перпендикулярных улицам. Переулок, выходивший к Московско-Сибирскому тракту, проложенному в 40-х годах XVIII в., получил название Московского переулка и стал главной магистралью города.... Основным ядром городского центра по-прежнему являлась площадь сереброплавильного завода, что характерно для горного города.... Живописный вид Барнаульского сереброплавильного завода во многом определялся ярким контрастом крутого левобережья и равнинных открытых площадей на правом берегу Барнаулки.

 

Исследовательница подчеркивает, что жилые строения при горных сибирских заводах на протяжении всего XVIII в. состояли из клетских и пятистенных изб, из домов со связью в конструкциях, характерных для народной архитектуры. В первой половине века в срубах прорубали маленькие колодные окна с одними ставнями, в окна вставляли слюду, с приходу с наличной стороны перед сеньми рубили рундуки дощатые с балясинами, а все строения и рундук покрывали тесом. Для размещения офицеров, чиновников, иностранных механиков и других служащих заводская казна часто приобретала дома у крестьян и купцов. Они состояли из одной или нескольких горниц с печами голландского маниру с вьюшками чугунными, сеней, кухни с глинобитной печью. В горницах имелись стеклянные окончины3.

Некоторые из новых городов региона почти сразу приобретают признаки столичности. По мнению Н.И.Лебедевой, такова линия развития Омска4. Омск был основан как пограничная крепость...всего на 13 лет позднее, чем Петербург.

Первые полстолетия существования крепости не представляют особого интереса, в описаниях современников она выглядит довольно убого. Но царствование Екатерины II вносит изменения в ее судьбу, так как генерал-поручик И.И.Шпрингер, командовавший квартировавшим в Тобольске отдельным Сибирским корпусом, в 1764 г. перенес в Омскую крепость свою резиденцию. Таким образом, крепость становится военной столицей Сибири. Ларсом Малмом (Мальмом) был создан проект новой крепости - на правом берегу р. Оми, с перестройкой левобережных укреплений. Данный проект заложил основу градостроительства города на все время его существования: северная часть города развивалась по радиально-лучевой системе, расходящейся от крепости, а южная - по широтно-меридиальной. Конечно, планировка крепости во многом повторяла столичную в данном случае Петербург. Неправильный шестиугольник с пятью бастионами и двумя полубастионами, окруженный валом и рвом, в центре имел собор и смещенную к югу площадь плац-парадов5.

Исследовательница считает, что если Петербург явился миру как прорубленное Петром окно в Европу, то Омск, наряду с Оренбургом, стал окном в Азию. Его значимость была подчеркнута ансамблем крепостной площади, первыми постройками которой стали генералитетский дом (1768 г.) и Воскресенский военный собор (1769-1773 гг.). Архитектура этих зданий представляла собой уникальный сплав русской и западноевропейской традиций, рожденный сотрудничеством И.И.Шпрингера, Л.Малма и местных мастеров. По ее мнению, Петербург считается уникальной моделью международного сотрудничества, но не менее интересен в этом отношении Омск. Архитектура храма была близка традициям петровского барокко, это было здание, по своей форме напоминавшее зальные церкви северной Европы (вероятно, автор проекта Л.Малм) с высокой шатровой колокольней, продолжавшей русские традиции (вероятно, по инициативе братьев И. и К.Черепановых). Иконостас собора являлся образцом барочной пластики, живопись в нем была полна динамизма, свойственного эпохе. В целом, омское барокко подтверждает тезис о том, что в России этот стиль более жизнерадостен и декоративен, чем на Западе, а также имеет более тесную связь с народной традицией. В 1781 г. рядом с храмом возводят здание гауптвахты, фасады которого богато украшены, венчала его барочная башенка. Дом выглядел как уменьшенная копия полицейского управления в Петербурге. А в 1791 г. на восточной стороне площади построили очаровательное камерное здание лютеранской кирхи в стиле барокко с изысканной двухъярусной башенкой над изогнутой крышей. Кирпичные комендантский дом (1799 г.), генеральский дом (1796 г.) и казарма (1791 г., позднее пограничное укрепление) имели классический облик.

В 1778 г. на левом берегу Оми, на холме над рекой, начали строительство двухколоколенной Ильинской церкви, сочетавшей черты барокко и раннего классицизма. Храм возводился старанием генерала Н.Г.Огарева, вероятно, в подражание заложенному в 1776 г. Троицкому собору Александро-Невской лавры....Н.Г.Огарев был похоронен в недавно освященном храме (1789 г.). В церкви хранилась почитаемая икона Абалакской Божьей Матери, а в 1920-е гг. в ней была тихоновская община. К сожалению, самые ценные и яркие произведения бурного XYIII в. в Омске утрачены, и мы можем лишь мысленно восстановить их на прежнем месте....6. Так в приобретавшем новые координаты и доминанты культурном пространстве региона начала формироваться и его новая инфраструктура.

.

Комментарии закрыты